Масштабные лампы, панно и произведения искусства крупного формата — профессионалы используют их не просто, чтобы заполнить пустое пространство. Большой формат играет в интерьере, отвлекает от мелочей, оживляет и расширяет пространство, меняет оптику его восприятия. Смотрим, как этот прием работает на практике — в работах наших архитекторов и дизайнеров.
1. Панно во всю стену
В этой ванной решили вообще не укладывать плитку. Стены расчистили до кирпича и частично оставили его на виду. А рядом с ванной поверхность закрыли стеклянными панелями с цветочным принтом, напоминающим традиционные английские обои. Они добавляют интерьеру уюта, делая ванную настоящей комнатой. На пол постелили палубную доску из лиственницы — эта порода не боится влаги.
2. Танец на шкафу
Квартиру оформляли по образу галереи современного искусства, и основным акцентом в гостиной стал большой шкаф, декорированный копией «Танца» Анри Матисса. Изображение напечатали на холсте, а затем наклеили на фасад из МДФ. «Мы отказались от идеи расписывать холст, потому что хотели получить оригинальный сюжет Матисса, а не парафраз», — вспоминает Николай. За фасадами шкафа скрывается не только гардероб для верхней одежды, но и мини-прачечная со стиральной и сушильной машинами.
3. Игра с перспективой
Большой формат в этом интерьере отвлекает от мелочей, которые со временем неизбежно наполнят квартиру. «Я очень люблю этот прием, вся суета мелких вещей отходит на второй план, как будто растворяется», — рассказывает дизайнер. А еще такой прием делает помещение зрительно больше.
При работе с крупным форматом важно правильно выбрать сюжет и композицию, чтобы человеку было комфортно находиться рядом, ведь он невольно становится участником этого произведения. Здесь стену украсила картина на холсте, копирующая фреску Боттичелли «Благовещение». В работе ренессансного мастера правильная линейная перспектива, создающая уравновешенность и спокойствие. И эти же ощущения переносятся в интерьер.
4. Обман зрения
Эта комната небольшого размера — всего 9,6 кв.м. Длинную стену не стали занимать большим шкафом, а декорировали арт-обоями Inkostro Bianco c архитектурной обманкой, придуманной дизайнером Карен Кнорр. Принт обманывает глаз, углубляя и словно прорывая поверхность.
5. Граффити на кухне
Это не фотопанно, а граффити, которое баллончиками краски выполнил друг дизайнера. Когда работа высохла, её просто покрыли лаком для внутренних работ. «Мне нравится делать граффити в жилых интерьерах — это всегда волна свободы и драйва. Они живые, их не сравнить ни с какими готовыми фотопанно и фресками, в них чувствуется душа художника», — говорит Наталья. А еще этот прием отлично расширяет пространство: стена буквально растворилась, и кухня кажется бесконечной, несмотря на крупные предметы рядом — холодильник и кухонные шкафы.
В двух спальнях этой квартиры у изголовья поклеили обои с принтами крупного формата MrPerswall. Помимо декоративных достоинств, они имеют еще одно: легко подгоняются под любой формат стены.
Задачей дизайнера было выделить стену в изголовье в хозяйской и гостевой спальнях. Хотелось какого-то драйва, а поскольку проект условно назывался «Москва — Париж — Нью-Йорк: без остановок», то для основной спальни выбрали нью-йоркскую тему с граффити, а для гостевой — письма и конверты с надписями на английском и французском языках. Обои «обрамлены» гипсовыми раскладками, словно классическими рамами. Так что их вполне можно рассматривать как крупноформатные картины.
Это панно расположено в самом сердце дома — холле: именно здесь пролегает путь от входа в гостиную и начинается лестница на второй этаж. Панно, выполненное по эскизу дизайнера Татьяны Ивановой, появилось здесь исключительно ради декора: для этого пространства нужен был акцент, фокусная точка, притягивающая взгляд и создающая настроение. Работа выполнена из гипсовых панелей, приклеенных на стену жидкими гвоздями. Чтобы создать игру цвета, элементы предварительно выкрасили в два близких оттенка красного.
Чёрная перегородка делит комнату на пространство для отдыха и кабинет хозяина. В качестве арт-объектов на стене использованы картина сына, часы Nomon и кусок профнастила — как манифест против засилья этого материала на территории России. «Профнастил —стройматериал, предназначенный для крыш и временных ограждений. На деле из него повсеместно строят уродливые заборы. Мы подумали: раз уж использовать профнастил не по назначению, то почему бы не превратить его в арт-объект?» — поясняет Екатерина Сванидзе.
Антон Базалийский часто работает с насыщенными цветами, но в этом проекте перед архитектором стояла другая задача. У хозяйки есть коллекция произведений искусства, и эти предметы нужно было вывести на первый план. Само пространство квартиры стало для них нейтральным фоном.
Для круглой картины Антон Базалийский придумал удобную подставку. Заказчица сомневалась, где можно разместить полотно, а теперь может поставить его в любом месте квартиры, в том числе в изголовье.
Дизайнер Валерия Дзюба уверена: в квартире небольшой площади нет смысла прибегать к приемам строгой неоклассики, однако заказчица очень хотела сделать колонны. И они появились в зоне кухни, правда, напечатанные на стекле. Материал закрепили на компенсаторах — так удалось добиться эффекта объема, а стекла дали дополнительное отражение света.
Выходы на лоджии оформили как французские окна, и квартира стала похожа на загородный дом. «Ясным, пронизанным солнечным светом, легким, как летний ветерок, — таким хотелось сделать интерьер квартиры», — вспоминает Людмила Кришталева. Настенные панно крупного формата продолжают садовую тему. А парные настольные лампы с крупными основаниями и абажурами «ломают» масштабы пространства — благодаря этим элементам комната кажется выше и просторнее.
В этой старой квартире решили сохранить исторические мотивы. Чтобы не возникало тяжелых исторических ассоциаций, архитектор предпочел использовать близкие эпохе материалы и совместить их с современными решениями. Проще говоря, похулиганить — тем более что у заказчиков оказалось хорошее чувство юмора.
Стена в гостиной оформлена керамогранитом под кирпич.«Триптих с бегемотом — идеальное попадание в нашу концепцию и по настроению, и по размеру», — говорит Николай.
Декоративное панно по одной из стен скрывает дверь в спальню. Крупный принт в этом случае работает как маскировка: он оттягивает внимание на восприятие панно полностью, не давая глазу зацепиться за мелкие детали.